"Терапевтический приём - это не бросок на амбразуру"

Дерматовенеролог Марина Мозжерова прокомментировали ситуацию с краснодарским врачом, которая не приняла пациентку без записи, а та засняла её на видео и выложила в сеть.

Марина Мозжерова опубликовала пост в группу «Лига защиты врачей» на Facebook, добавив, что комментировать эту ситуацию в других группах бесполезно, так как антипатии врачей и пациентов достигли там слишком сильного накала.

«Я не буду долго распыляться обсуждением технологии выписки «бесплатного рецепта», взаимоотношений врача, ТФОМС и администрации вокруг финансирования лекарств из списка ЖНЛС, и многоступенчатого контроля за сим действием, в результате которого врач оказывается между молотом недовольных пациентов и наковальней регламента. Аудитория врачебная все это прекрасно знает. Не стану и с пеной у рта защищать доктора. Да, она сорвалась, и это сделало ее позицию весьма уязвимой. Обсуждать «Кто виноват?» не вижу смысла, все уже пошли на сотый виток взаимных обвинений», – отметила врач.

«У меня две медицинских специальности: дерматовенерология и клиническая лабораторная диагностика. И там, и там, все действия врача предельно регламентированы, в первом случае – законодательно, а во втором – спецификой этапов лабораторного процесса. И, проводя сравнение, с прискорбием могу сказать, что наши врачи терапевтических специальностей абсолютно безграмотны в сфере производственных отношений в медицинском учреждении», – начала рассказ Марина Мозжерова.

Специалист пояснила, что уже давно все терапевты утверждают, что очень часто пациенты рвутся в кабинет без очереди и без записи и требуют срочной выписки рецептов – это стало уже практически нормой во многих ЛПУ.

При этом до сих пор ни один администратор так и не предложил схему действия врача в подобных ситуациях.

«Потому что в наших ЛПУ нет менеджмента, несмотря на толпы людей, гордо именующих себя менеджерами. Сейчас я это докажу. Мы видим частую стандартную ситуацию, на которую должен быть выработан и доведен до каждого врача АЛГОРИТМ поведения. В теории управления качеством это называется СОП – стандартная операционная процедура. В данной ситуации она подразделяется на две подзадачи: 1) Пациент без записи ворвался в кабинет, где уже идет прием; 2) Пациент требует оказания услуги, которая входит в противоречие с организацией рутинного амбулаторного приема (льготный рецепт без предварительной записи на прием), но, в то же время, пациент имеет заболевание, которое может дать осложнения в случае нарушения предписанной терапии (нарушение интервала введения инсулина). Клинч? Ничего подобного», – рассказала врач.

«Что касается первой части, она решается двумя фразами: «Я не могу вести прием в присутствии постороннего человека, поскольку это нарушение врачебной тайны, я не могу вас полноценно опросить и осмотреть», сказанной пациенту, сидящему в кабинете и «Эта женщина сокращает время вашего приема» – людям, сидящим в очереди. Манипулятивно? Да. Но позволяет перетянуть на свою сторону, как союзников, других пациентов. Подавляющее большинство людей не любит посторонних в кабинете врача именно по этой причине – нарушение общения с врачом и вторжение в интимную сферу врачебного осмотра.

Им только надо объяснить, что это нарушение врачебной тайны, дальше они сами. Но врачи, к сожалению, умеют только держать оборону, а не привлекать на свою сторону союзников.

Второе на языке менеджмента качества называется «делегирование полномочий» и «последовательная цепочка лиц, принимающих решения». Патовая ситуация в кабинете врача, нарастание конфликта? К завотделением, завполиклиникой, плиз! Чего вы боитесь, коллеги? Увольнения? Так и уволят, поскольку пациент будет писать жалобу на вас. Так пусть этот конфликт решают и разрешают те, кто обязан мониторить ситуацию и организовывать бесперебойный лечебно-диагностический процесс. Дайте возможность нашим пациентам напрямую пообщаться с нашими организаторами! И, даже если вас заставят принять этих скандальных пациентов, это должно быть решение и указание сверху, ибо оно снимает с вас ответственность».

Марина Мозжерова добавила, что не призывает коллег к войне с администрацией, а просто пытается объяснить, как можно отстаивать свои права и защищать себя.

«И, пока мы не поймем, что терапевтический ежедневный прием (о неотложке речь не идет) – это процесс, а не подвиг, не бросок на амбразуру, и как любой производственный процесс он должен руководиться не командирским ором и угрозами, а принципами эффективности – нас будут давить и прессовать сверху и оскорблять снизу.

Пора, в конце концов, учиться отстаивать свои права на нормальную организацию лечебного процесса в условиях мирного времени, а не фронтовой передовой, господа медики», – заключила врач.

Как сообщалось ранее, в Краснодарском крае врача-эндокринолога уволили с работы после того, как в сети появилось видео, на котором доктор кидает документы пациентки на пол, грубо отказывая в приёме без записи со словами “Хоть ты сдохни”.  Врач Маргарита Алексеева после просмотра видео утверждает, что не всё так однозначно, как кажется.