Эмигрировавший в Великобританию врач: Нынешняя ординатура в России - это позор

Эмигрировавший в Великобританию врач: Нынешняя ординатура в России - это позор

Российская Российско-Британская Ассоциация молодых медиков представила лекцию о медицинском образовании в Великобритании, с которой выступил доктор Даниил Мунблит – доцент кафедры педиатрии и инфекционных болезней (Сеченовский Университет), Honorary lecturer – Department of Pediatrics (Imperial College London). 

Сначала учатся в школе, потом сдают  экзамены (GCAC, A-levels), а потом они поступают в университет, где проходятся разные варианты бакалавриата. Студенты-медики, окончившие университет, получают степени, отличающиеся от степеней, получаемых во всем остальном мире. Почти везде студенты получают степень MD – medical doctor, но в Великобритании и странах британского содружества они “bachelor of medicine”, bachelor of surgery, (MBBS). В Великобритании немного сумасшедшая система: после университета выпускники не становятся MD, тут есть дополнительная степень – MD research, являющаяся дополнительной академической, научной степенью. Это более сокращенный и клинически прикладной вариант PhD, длится он порядка двух лет, в течение которых пишется и защищается  диссертация.

Некоторые люди, окончив бакалавриат, хотят получить еще одну узкоспециализированную академическую степень, и тогда они идут в магистратуру. Когда я пришел в магистратуру со своим приятелем-британцем, нам было по 28 лет и мы там были самыми младшими. Самому старшему было 50. В этом особенность Великобритании и других западных стран:  здесь никто не считает человека, решившего получать дополнительное образование в солидном возрасте, идиотом. Многие врачи GP, имеющие опыт работы и собственную практику, также имеют интерес к какой-либо узкой специализации – к примеру, гастроэнтерологии. И тогда он делает магистратуру по гастроэнтерологии, чтобы потом принимать прицельно пациентов именно с этой группой патологий. Ну и, наконец, некоторое количество людей (значительно меньшее, кстати, чем в России) стремятся получить степень PhD – Doctor of Philosophy, это ученая степень, которая также предполагает, что ты сначала проводишь долгое исследование, а потом защищаешь диссертацию. После этой степени нет ничего, в то время как в России имеются еще степени кандидата и доктора  наук. В некоторых западных странах иногда дается степень Doctor of Science, и дается она по итогу всей научной карьеры.  Лично я сначала делал магистратуру, а  потом PhD.

В Великобритании эти программы бывают годичные –  full-time программы, в течение которых вас постоянно обучают, вы посещаете частые лекции и семинары, и после этого, в конце года, вы либо защищаете диссертацию (как в Империале), либо просто пишете её и отправляете. И тут снова хорошо видна разница между Британской и Российской системами: в России все процессы очень четко централизованы и правила одинаковые для всех, а в Великобритании правила могут отличаться от университета к университету.  Также бывают так называемые модульные,  part-time программы, очень удобные для приезжих, а также для врачей, имеющих свою практику, поскольку тут нет необходимости выделять год своей жизни на магистратуру.  При такой программе  на протяжении 2-3  лет происходит следующее: неделя – teaching module, в течение которого проводятся лекции и семинары, потом обучаемый уходит и занимается distance learning – самостоятельное обучение. Через два месяца повторяется следующий модуль. В Великобритании очень много программ, рассчитанных на самостоятельное обучение, и я считаю, что это же надо сделать и в России: недостаточно мотивированные и заинтересованные студенты будут отсеиваться.

Достаточно сильно отличается отношение к PhD в Великобритании и к кандидатским/докторским диссертациям в России. У нас к про практикующего врача многие не только коллеги, но и пациенты могут сказать: «Ну как же так, Он ведь даже не кандидат наук». В Великобритании такой предвзятости нет. Врач может быть блестящим клиницистом, быть opinion-leader, занимать высокие посты в национальных сообществах и быть уважаемым экспертом в узкой области, не являясь PhD. Тут есть четкое разделение между академией и клиникой, хотя они и очень взаимоинтегрированы, взаимосвязаны.  Ученая степень может помочь вам в вашей карьере, потому что в Западных странах очень высокий уровень конкуренции, и  потому те специалисты, которые у нас были бы топовыми, ведущими, здесь являются просто среднестатистическими.  Кроме того, вы можете делать PhD и из других соображений: вам нравится академический мир, вы хотите встречаться с людьми из разных стран, вы хотите продолжить то, чем занимались в магистратуре и т.д.

Как же проходит PhD? Если кто-то из вас решит сделать в течение своей жизни PhD, вы должны быть готовы к разным периодам, и первое слово, которое вы должны выучить, это слово frustration. В процессе занятия наукой вы должны запастись терпением, потому что это занимает очень много времени – не менее 3-5 лет, а в США – до 6-7 лет.

В процессе вы задаете себе очень много вопросов, например «Действительно ли я хочу этим заниматься?» или «Почему я этим занимаюсь?». Очень многое, конечно, зависит от твоего супервизора. И вот опять разница между Российским и британским подходами: в Великобритании имеется супервизор, который дает тебе советы, а здесь – руководитель, который, по сути, полностью руководит твоей диссертацией.  Я уже рассказывал свое мнение об учебе здесь: мне часто казалось, что в меня пытаются влить огромное количество информации, которую я должен тут же переварить, что лично для меня было пыткой. И, начав учиться в Великобритании, я испытал нереальный кайф от процесса обучения. Тут меня не покидало чувство, что каждый человек, который преподает, делает это с искренним намерением передать свои знания, научить чему-то, поделиться своим опытом. Однако я никогда не забуду свою первую лекцию. Читала ее итальянка Федерика – великолепный иммунолог. Да и лекция была шикарная, вот только читалась она с очень выраженным итальянским акцентом, который сохранился несмотря на то, что лектор уже около 13 лет жила в Англии. В этой лекции были хорошие слайды, но понимал я лишь отдельные слова из того, что она говорила, и потому в первый момент мне стало страшно. Однако мои британские коллеги заверили меня, что тоже ничего не поняли, и это несколько успокоило. Позже я пересмотрел запись лекции Федерики раз 20 на сайте, останавливаясь, перематывая, вслушиваясь, чтобы понять, что она имеет в виду.

И если магистратура – это обучение, в конце которого вы делаете research, то при прохождении PhD обучения как такового нет, вы полностью предоставлены сами себе. У вас есть супервизор, или даже супервизоры (2 или 3), которые вас сопровождают, наставляют, что-то подсказывают. Иногда они выбирают вам тему или помогают ее выбрать. А после этого ты проходишь длительный путь, испытывая frustration, но и ряд  положительных эмоций.

В процессе прохождения PhD я неоднократно задавался вопросом, нужно ли мне это. Потому что магистратура мне дала очень много чего, во многом потому, что я из России, а тут был принципиально другой подход: дается базовое понимание академической медицины, этики, понятие, что такое плагиат, как проводить поиск по базам данных, как пишется guide-line и т. д. Наши студенты в большинстве своем не владеют английским  и не понимают, как писать и читать иностранные гайд-лайны.  То есть, им знакомы рекомендательные документы, но они не очень понимают, как это пишется. А во время магистратуры тебе объясняют, как это всё работает, как проводится исследование, как планируется исследование, рассказывается о базовой медицинской статистике. Кстати, опять же с сожалением вынужден отметить, что я встречал единичных студентов у нас в Сеченова, которые знают самую-самую базовую медицинскую статистику.  А проходя магистратуру, вы эти знания получаете.  Студенты-медики в Великобритании ещё на 4-м курсе делают бакалаврскую диссертацию по узкой тематике, и именно в этот момент они получают знания по медицинской статистике и академической медицине.

Когда ты делаешь PhD – тебя, вроде как, никто не учит, ты находишься в свободном плавании однако есть супервизор, который направляет. Например, он говорит: «Тебе предстоит заниматься анализом данных. Почему бы тебе не пройти курс SPSS?» Окей, идешь проходишь этот  курс. Потом тебе говорят: «Ты недостаточно глубоко проанализировал эти данные. Ты, наверное, прошел introductional course SPSS, нужно пройти хотя бы intermediate». И ты идешь и проходишь.

Моя работа была связана с грудным молоком, соответственно, мне было необходимо анализировать образцы. А я совершенно не разбирался в специфике лабораторной работы, поскольку не занимался этим ни в России, ни в Израиле. Не умеешь? Не проблема: иди в лабораторию к специалистам, они тебя научат. И действительно, приходишь – и они тебя учат, в очень доброжелательной атмосфере, иногда подшучивая – мол , что с вас, с клиницистов, взять, вы даже пипетку в руках никогда не держали. Таким образом, к концу PhD ряд навыков приобретается абсолютно незаметно для самого себя, и постепенно ты выходишь на уровень эксперта. За что я очень благодарен тем, кто был со мной в процессе обучения, так это за то, что все мои идеи находили очень большую эмоциональную поддержку. В противовес, когда идеи возникали в процессе обучения в России, большинством преподавателей они абсолютно обесценивались. Например, в 2013 году я подошел к своему супервизору и предложил создать большой  международный консорциум из специалистов, изучающих ту же тему, и подать заявку на крупный международный грант, чтобы наши исследования спонсировать. И грант мы тогда не выиграли. Это было очень тяжело и неприятно, особенно неприятно, когда пишешь заявку на 200 листов, а в ответ получаешь два абзаца. К подобным вещам нужно относиться очень философски. Потому что когда отправляешь свои статьи в разные западные журналы, reject получаешь очень часто. Ну ничего – переделал статью, отправил в другой журнал.

Кстати, чего ещё не хватало при работе в России – это ощущения международности. Очень здорово осознавать, что ты сейчас находишься в своей квартире в Москве, или в больнице, или еще где-то, а в то же время человек с другого конца света делает общее с  тобой дело. Потому я могу сказать, что прохождение магистратуры и особенно PhD за границей не просто расширяет твои границы – оно их стирает.

Хочется еще раз подчеркнуть важность супервизора. Это человек, сопровождающий тебя на протяжении всего твоего PhD, и если он хорош – это стоит очень многого. Это люди, у которых вы учитесь, это люди, у которых вы перенимаете какие-то их черты –  к счастью или к сожалению.  Это люди, которые прививают вам определенный взгляд на научную и клиническую деятельность. Моими супервизорами были Боб Бойл, оказавший большое влияние на мое понимание методологии, и Джон Уорнер, во многом, я надеюсь, сформировавший моё клиническое мышление.

Эти два пути в Великобритании очень сильно отличаются. Магистратуру и PhD, например, можно пройти в любой момент, либо не проходить вовсе, и это никак не повлияет на твое качество как специалиста. Например, мой профессор, которому уже за 70 лет, не имеет степени PhD, однако это не помешало ему пройти очень интересный и успешный путь в  медицине.

Что касается обучения, то учеба в университете здесь так же, как у нас, длится 6 лет, затем идет ординатура 2 года (так называемые, foundation years – F1, F2), и после нее идет уже специализация, которая длится от трех лет (для GP) до 8 лет для каких-то узких специализаций. В среднем я бы сказал, что специализация длится около 5 и более лет. То, что сейчас происходит в России с ординатурой – это позор.  Вчерашние студенты, отправляющиеся работать  на участки, угробят не одного пациента прежде, чем станут хорошими врачами.

Отчасти ординатуру в России пытаются сделать более похожей на западную – углубить, продлить, расширить, и это, конечно, очень здорово. Но есть одна существенная разница. В Великобритании ординаторы первого и второго годов обучения уже имеют адекватный уровень зарплаты, на который можно жить, и дальше, продвигаясь по карьерной лестнице, он начинает зарабатывать больше. Большинство моих студентов в Империале – все они из разных семей с разным достатком – вообще не думают о деньгах, а постоянно – о медицине. Такие студенты есть и у нас, но в Великобритании их подавляющее большинство. Вероятно, это связано с тем жестким отбором, который они проходят, вероятно, с культурными особенностями менталитета.

Зависит от того, чем вы хотите заниматься. Магистратура – это академический путь. Если вы хотите заниматься исследовательской работой, никого не волнует, что вы не имеете права практиковать как клиницист в Великобритании. Вы приезжаете, платите деньги (или находите грант) и учитесь в магистратуре или даже делаете PhD.  Вы можете быть профессором, вы можете учить студентов и даже учить врачей, но при этом ни дня не практиковать как врач.

Если вы хотите стать практикующим врачом в Великобритании, вам нужно сдавать экзамен PLUB, состоящий принципиально из двух этапов: первый этап – это так называемые multiple choice questions , а второй этап – навыки по различным клиническим дисциплинам. Вы, конечно, можете реализовывать параллельно клинический и академический пути, но для человека, приехавшего из России, это очень сложно.

Ориентируются, в основном, на реестр Всемирной Организации Здравоохранения. Однако в данный момент подходы пересматриваются, и, вероятно, скоро  полностью изменятся принципы, по которым принимается решение кого допускать, а кого нет.  Они в какой-то степени могут это даже облегчить, потому что есть области, в которых не хватает специалистов. У анестезиологов слегка иначе: существует экзамен Европейской Ассоциации Анестезиологв, и специалист, который этот экзамен сдал, автоматически получает право практики в Великобритании. Но это в какой-то степени эксклюзив – ни для одной из терапевтических специальностей такой привилегии нет.  Это сделано лишь для анестезиологов, причем во многих странах, просто потому, что  специалистов этого профиля не хватает.

Это зависит от университета. Если речь идет о Сеченовском университете, я думаю, что нет, если только вы не поедете туда и не начнете обучение на бакалавра с нуля. Поэтому, если вы рассматриваете для себя академический путь, то для вас наилучший вариант – ехать в Великобританию и делать там магистратуру. Единственный нюанс, что на многих магистерских программах требуется три года опыта по окончании университета.  Магистрские степени получают не только врачи – это доступно и медсестрам, и биохимикам, и прочим представителям biomedical science, потому что в Великобритании очень ценится мультидисциплинарность. Да и вообще, разница между нашими медсестрами и британскими просто космическая, хотя бы потому, что в  Великобритании это высшее образование: обучение длится 4 года . Там даже есть профессора медсестринского дела. Вообще, та дистанция, которая существует между врачом и медсестрой, старшими и младшими, профессором и студентом, которая принята и очень выражена у нас, в Великобритании практически отсутствует.  Точнее, она есть, но в рамках уважительного отношения друг к другу, а не на уровне «я профессор, ты студент, поэтому я знаю все, а ты ничего». Великобритания вообще отличается доброжелательным и вежливым отношением к студентам. Конечно, как и везде, встречаются разные люди. Однако основная масса искренне относятся к студентам и хотят чему-то их научить.

Это довольно распространенная практика (shadowing, observeship), единственная проблема. Что у Великобритании очень небольшой опыт и мало практики подобных взаимоотношений с  Россией, поэтому здесь такого мало. Упирается все принципиально в два момента: первый – финансовый, хотя если мы говорим даже о Лондоне, и не о каком-то супер-богатом уровне, то многие московские студенты могут позволить себе поехать на месяц. Можно остановиться далеко от центра, снимать квартиру с кем-то из местных, кроме того, большинство клиник за shadowing денег не требуют и тут главное найти кого-то кто готов тебя взять. Но таких людей достаточно много, и ездят они не только в Великобританию, но и в другие европейские страны. Можно искать соответствующие программы, но также допустимо и лично писать профессорам, этого не нужно стесняться. Пока не напишете, вы не узнаете, возьмут вас или нет.  Однако обычно таким образом ездят не студенты, а уже врачи, окончившие университет.

Многие ассоциации – к примеру, наша ассоциация аллергологов и иммунологов, позволяет студентам становиться junior member, а после этого он уже может подавать на fellowship и в рамках этого приезжать и учиться.  Если вы выбираете специализацию по медицине, но не клинической, то очень хорошие варианты, признающиеся в разных странах – это  public health, global health, эпидемиология.  Хороший вариант выиграть стипендию Chevening. Многие мои знакомые получив ее, оканчивали магистратуру в лучших университетах, однако одно из требований данной стипендии – после окончания её срока ты два или три года не можешь находиться в Великобритании. Ты можешь поехать работать в другую европейскую страну, например, или вернуться поработать дома.

Сейчас вариантов очень много. Есть множество сайтов, на которых имеется информация о колледжах и программах.

Стандарты  GMC меняются, и эти вопросы можно решить со специалистами по телефонам, которые есть на сайте GMC.  Вы можете позвонить, рассказать кто вы, откуда вы, и получить консультацию, как лучше себя вести, потому что может быть очень много разных нюансов. К примеру, мой профессор, являющийся одним из лучших педиатров Великобритании, должен был недавно проходить процедуру в GMC для того, чтобы подтвердить, что он все еще пригоден для практики. Хотя у нас профессора такого уровня не проходили бы вообще ничего. С одной стороны, GMC молодцы, что пекутся о благе пациентов, но с другой стороны, они очень сильно усложняют жизнь врачам.

Она будет считаться за  PhD в Великобритании. Но есть важный нюанс. Ученую степень вам подтвердят, однако если вы захотите подаваться на академические позиции (вакансии), то с вероятностью 99% вас на них не возьмут. Почему? Потому что у нас ученые степени присуждает ВАК, а у них каждый университет имеет право дать вам PhD. Соответственно, при рассмотрении резюме, они проверяют, где именно получена ваша PhD, кто был у вас супервизором, какие у вас статьи. К примеру, на пост-док позицию претендуют люди,  являющиеся первым автором в статьях, опубликованных в «Ланцете». При этом стоит заметить, что среднестатистический российский кандидат медицинских наук не имеет ни одной публикации в англоязычном издании.

В то же время, британская PhD приравнивается к кандидатской степени в России. К докторской нет, потому что так решила ВАК. Другое дело, что если вы получите PhD  в Великобритании, вы, скорее всего, в Россию не вернетесь.

То же самое: сдавать PLUB и проходить специализацию. Причем обратите внимания: если вы получили узкую хирургическую специальность в России (к примеру, по нейрохирургии), то в Великобритании вы начнете свой хирургический путь с нуля.

Если вы это сделаете – это будет фантастический опыт, который вас обогатит. Это сложный путь, в течение которого имеется много взлетов и падений. Вообще для того, чтобы тебя начали воспринимать всерьез, должно пройти достаточно много времени и должны быть преодолены достаточно сложные этапы. Я бы пожелал терпения – прежде всего. Это неимоверно важно.

Вы должны быть готовы к тому, что там все гораздо дольше, чем здесь. Но оно того стоит. Здесь, у нас, может быть очень стремительный рост, который может быть сопряжен с денежным ростом и  престижем, но это не совсем правильно, на мой взгляд. Всему свое время. Есть, конечно, гении, но их единицы.

Поэтому, запаситесь терпением, ищите возможности, ищите грамотного супервизора, для которых нереальный кайф вас научить и видеть ваши успехи.

Как сообщалось ранее, российский врач онколог-маммолог Алена Власенко рассказала о том, как ей удалось подтвердить свой диплом в Новой Зеландии и успешно работать там по специальности.